Научно-методическая работа

В Казанском социально-гуманитарном техникуме организацией научно-методической работы занимается  научно-методический Совет.

Целью работы Совета является учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, координация студенческой и кафедральной научно-исследовательской работы.

Задачами научно-методического Совета техникума являются:

— разработка и анализ рабочей учебно-программной документации, контрольных тестовых заданий и учебно-методических комплексов по конкретным дисциплинам;
— обобщение результатов анализа методической деятельности кафедр техникума, проверки качества профессионального обучения;
— определение содержания и основных направлений деятельности методической работы техникума;
— разработка перспективных и текущих планов комплексного методического обеспечения содержания профессионального образования;
— проведение внутритехникумских, городских, республиканских конференций;
— координация научно-исследовательской работы кафедр;
— координация работы студенческого научного общества (СНО).

Научно-исследовательская работа студентов проводится в различных формах. Это научные студенческие семинары в рамках Студенческого научного общества (СНО), научные конференции, деловые игры, «круглые столы», кружковые занятия, выполнение научно-исследовательских заданий, написание курсовых и дипломных работ. При этом тематика исследовательской работы отражает наиболее актуальные для современной науки проблемы и учитывает значимость для развития исследовательских навыков студентов.

«Круглые столы» проводятся на кафедрах в форме публичного обсуждения  какого-либо вопроса, где студенты высказываются в определенном порядке с равными правами. Периодичность проведения и тематика «круглых столов» отражается в плане научной работы кафедр техникума.

Научные конференции на кафедрах проводятся в форме собрания студентов и их научных руководителей с целью обсуждения социально-экономических проблем России, возможных путей решения этих проблем. Конференции проводятся по плану научно-исследовательской работы в оборудованных конференц-залах с использованием специального оборудования для конференций (видеопроекторы, экраны, ноутбуки и пр.). Городские и республиканские  научные конференции проводятся с приглашением студентов и их научных руководителей из других техникумов, училищ и школ республики Татарстана. По результатам конференций студенты, занявшие призовые места, награждаются грамотами, получают памятные подарки.

Деловые игры на кафедрах проводятся в форме имитации, моделирования,  воспроизведения реальной экономической, управленческой или иной ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения праву, экономике, бизнесу, служат средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических, управленческих и иных решений.

Студенческие рефераты обсуждаются на семинарских занятиях в форме краткого изложения в письменном виде или в форме публичного выступления о содержании книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Доклады на актуальные темы включают обзор соответствующих литературных и других источников.

На кафедрах, в соответствии с темой научно-исследовательской работы, проводятся заседания научных кружков, возглавляемые квалифицированными преподавателями. На заседаниях научных кружков в процессе совместной работы руководителя и студентов раскрываются основные направления  студенческой научной работы, углубляются знания по выбранной специальности, отслеживаются и анализируются процессы, влияющие на качество обучения и воспитания студентов.

На заседаниях научно методического Совета основными вопросами  обсуждения являются:

  • повышение учебной мотивации студентов,
  • повышение профессионального мастерства и формировании инновационного мышления преподавательского состава,
  • научно-исследовательская работа студентов и преподавателей на кафедрах,
  • проведение промежуточной аттестации (среза знаний) студентов на кафедрах,
  • участие преподавателей и студентов в подготовке ежегодного сборника КСГТ «Ученые записки»,
  • итоги прохождения практики студентами техникума,
  • формирование профессионального мышления студентов (практика проведения деловых игр, круглых столов, организации кружковых занятий, проф. ориентационной работы),
  • повышение научно-педагогической квалификации преподавательского состава на кафедрах,
  • новые методиках воспитательной работы в группах техникума,
  • повышение учебной мотивации студентов и др.

Методическая работа в техникуме направлена на улучшение учебного процесса с точки зрения повышения его качества. В техникуме используется балльно-рейтинговая система оценки работы студентов, которая стимулирует учебную работу студента. Это способствует успешной сдачи зачетов и экзаменов, делает работу студента на занятиях увлекательной и интересной.

Методические пособия, которые разрабатываются преподавателями техникума, содержат лекционный материал, контрольные вопросы и тестовые задания по изучаемым дисциплинам. Это помогает  изучению предметов, облегчает выполнение самостоятельной работы студентами, лучшей подготовке  к итоговой аттестации.

Научно-методическая работа в техникуме строится по следующим направлениям:

  • Первое направление – подготовка профессорско-преподавательским составом учебно-методическиз пособий по всем учебным предметам всех специальностей. За последние 2-3 года подготовлено и издано целый ряд новых пособий, обновлено и переработано значительное количество ранее изданных пособий.
  • Второе направление – подготовка  раздаточного материалов к семинарским занятиям, в частности, по иностранному языку, русскому языку и др., в помощь студентам для более успешного усвоения материала.
  • Третье направление – подготовка и размещение учебно-методических материалов для дистанционного обучения, включая тестовые задания, задания для самоконтроля и др.
  • Четвертое направление – подготовка и издание сборников научно-методического характера для молодых преподавателей.
  • Пятое направление – подготовка и издание учебно-методических материалов в помощь студентам при написании рефератов, курсовых, дипломных работ.
  • Шестое направление – организация работы научно-методического Совета, в рамках которой рассматриваются вопросы учебно-методической работы кафедр и преподавателей.
  • Седьмое направление — учебно-методическая работа кафедр (по планам кафедр).