Составляем резюме

Следует иметь в виду, что каких либо официально утвержденных стандартов на то как нужно оформлять резюме нет, тем не менее, есть некоторые общепринятые в мировой практике правила, которые следует соблюдать, чтобы ваше резюме произвело максимальный эффект на работодателя.

         Резюме — это текст, красиво напечатанный на листе бумаги формата А4 и доводящий до сведения работодателя, почему из всех возможных претендентов на вакантную должность он должен выбрать именно Вас. Резюме действительно должно красиво выглядеть. Ведь это первое впечатление от Вашей персоны, которое получает работодатель.

         Ваши фамилия, имя, отчество, а также контактный номер телефона, крупно напечатанные вверху листа, позволят связаться с Вами в числе первых, поскольку работодателю не придется выискивать эти сведения из массы прочих, содержащихся на этом листе.

  Теперь Вам необходимо решить, что же с наибольшей вероятностью в первую очередь привлечет внимание работодателя к Вашей персоне: Ваше образование, опыт работы, профессиональные умения и навыки или личные качества.

          Для этого укажите, когда и в каком учебном заведении Вы получили профессиональное образование, квалификация по какой специальности присвоена Вам квалификационной комиссией.

         Возможно, Вы не так давно повышали квалификацию именно в той сфере, которая интересует Вашего потенциального работодателя. Укажите этот факт, это — Ваше преимущество перед остальными претендентами.

         Опыт работы в аналогичной или родственной должности безусловно является Вашим преимуществом. Укажите в порядке обратной хронологии когда, где и в какой должности Вы трудились.

         Но, что делать, если то, чем Вы прежде занимались, имеет весьма далекое отношение к той сфере профессиональной деятельности, которой Вы планируете в настоящее время посвятить свою жизнь? Необходимо аргументировано доказать Вашему потенциальному работодателю, что некоторые существенные для интересующей вас должности обязанности Вы выполняли и прежде, хотя и трудились в иной сфере. Чем больше точек соприкосновения Вы укажете, тем лучше.

         Если каждое из предыдущих мест работы имело какие-либо важные особенности и достижения, целесообразно указать их тут же. Но, быть может, Ваши профессиональные обязанности мало отличались, несмотря на то, что Вы работали в различных организациях. Тогда удобнее обобщить их в разделе «Профессиональные умения и навыки». Но здесь важно не забывать, что Вы указываете все эти сведения для работодателя, который ищет специалиста определенного профиля. Это означает, что даже если Вы обладаете огромным множеством различных, профессиональных умений и навыков, указывать имеет смысл лишь те, которые имеют отношение к интересующей Вас должности. Недопустимо перегружать резюме избыточной информацией. Если его будет трудно читать, его читать не будут! Либо прочитают последним из всех, когда решение будет уже предопределено в пользу другого кандидата. Часто претенденты игнорируют раздел «Достижения». И напрасно! Как, по-вашему, читающий резюме может сделать вывод о том, какую пользу Вы сможете принести его предприятию, фирме, организации? Все мы знаем, насколько важна заинтересованность человека в результатах своего труда. Чем полезнее Вы были для предыдущих работодателей, тем больше вероятность того, что и на новом месте Вы не останетесь сторонним наблюдателем, а все свои силы посвятите процветанию компании, в которой трудитесь. Не может того быть, что за все время Вашей трудовой деятельности у Вас не было никаких достижений. Подумайте! Вспомните! Как Вы продвигались по служебной лестнице? Какие из Ваших нововведений улучшили производственные показатели? Что изменилось в лучшую сторону с вашим появлением в предыдущих организациях?

         Возможно, Вы обладаете какими-то умениями, которые не являются обязательными для данной должности, но при определенных обстоятельствах явятся вашими преимуществами перед остальными кандидатами. Такими преимуществами могут явиться наличие водительских прав (необходимо указать категорию), знание компьютера и компьютерных программ (указать, каких), владение иностранным языком (указать, каким и уровень владения) и т.п.

         Теперь, что касается личных качеств. Вполне вероятно, что у Вас имеется масса положительных качеств и вообще Вы человек — незаурядный. Но нужно помнить, что Ваша цель убедить работодателя, что Вы лучше других подходите для вакантной должности. Это значит, что указать необходимо именно те личные качества, которые помогут Вам наиболее эффективно выполнять свои должностные обязанности, а у руководителя с Вами не возникнет дополнительных проблем. Представьте бухгалтера, который наиболее сильной своей стороной называет коммуникабельность и умение легко и непринужденно общаться на любые темы с самыми разными людьми. Вполне вероятно, что для торгового представителя это будет большим плюсом и выделит его из всех прочих претендентов. А вот по поводу замещения должности бухгалтера у руководителя могут возникнуть определенные сомнения. Насколько хорошо сможет справляться со своими обязанностями столь общительный бухгалтер, и не будет ли он ходить по кабинетам, отрывая от дела других сотрудников, дабы пообщаться.

         И, наконец, раздел «Рекомендации». Подумайте, кто из руководителей, под началом которых Вы трудились, мог бы сказать о Вас несколько добрых слов в случае необходимости. Безусловно, Вам необходимо получить согласие этого человека подтвердить Ваши профессиональные и личные качества. Идеальным вариантов в данном случае являются письменные рекомендации, заверенные подписью Вашего бывшего руководителя и печатью организации, в которой Вы работали. Но даже ссылка на возможность устной рекомендации будет играть в Вашу пользу. В резюме Вы указываете должность, фамилию, имя и отчество человека, который Вас рекомендует и контактный номер телефона. Грамотно составленное резюме сослужит Вам добрую службу. Вы не только сможете предоставить работодателю предварительную информацию о себе, на основании которой он может пожелать встретиться с Вами лично и побеседовать. Составление резюме позволит Вам сформулировать для самого себя, какую должность Вы хотите занять, каковы Ваши сильные стороны. Вы готовитесь к беседе с потенциальным работодателем. Вас уже не застанет врасплох предложение рассказать о себе и убедить, почему именно Вы лучше всех остальных подходите для данной работы.

 Прежде чем составлять резюме необходимо определить какой тип резюме вы хотите разработать. Можно выделить следующие типы резюме:

  • хронологическое;
  • функциональное;
  • целевое.

         Самое лучшее составить резюме всех типов и в зависимости от ситуации использовать соответствующее. Например, если вы хотите послать резюме в ответ на объявление о вакансии в газете, рекомендуется использовать хронологическое или функциональное резюме. Однако, в том случае, когда вы ищете определенного вида работу и выполняете множественную рассылку своего резюме работодателям, то можно использовать целевое резюме.

Хронологическое резюме

Хронологическое резюме составляется для того, чтобы представить путь вашего профессионального развития. Данный тип резюме наиболее выигрышен, когда можно четко отразить ваш профессиональный рост, в профессиональной деятельности нет больших перерывов, и количество переходов с работы на работу не очень велико.

         Ниже даны основные рекомендации по составлению и оформлению хронологического резюме и представлен его образец.

1. Резюме должно включать фамилию, имя отчество, почтовый адрес и телефон соискателя работы. Эта информация располагается вверху листа, по центру.

2. Если вы получили основное образование в течение последних пяти лет, то сведения о нем поместите сразу вслед за адресным блоком. В противном случае поместите его в конце резюме.

3. Описание профессиональной деятельности следует начинать с работы, которой вы сейчас занимаетесь, или занимались в самом ближайшем времени. Предыдущие места вашей работы следует перечислять в обратном хронологическом порядке.

4. Указывать нужно 4-5 позиций за последние максимум десять лет. Более ранние позиции обычно указывают только в том случае, если вы считаете их очень весомыми.

5. При указании диапазона времени работы в организации указывается только год. Месяц и день указывать не надо.

6. Не следует указывать, если их было много, все ваши передвижения по службе в организациях, в которых вы работали. Укажите две, три должности. Список ваших передвижений по службе в организации, в которой вы в настоящий момент работаете, представьте полностью.

7. Не повторяйте деталей, которые являются общими для разных позиций.

8. Внутри каждой позиции старайтесь выделить моменты, которые наилучшим образом характеризуют вашу профессиональную компетентность. Когда большинство наиболее значимых достижений вашей деятельности станут ясными для работодателя, то обычно необходимость включения менее значимых отпадает.

9. Не следует указывать, какую работу вы хотели бы получить. Вы описали наиболее важные позиции и достижения вашей деятельности, и из этих описаний ясен следующий уровень вашей профессиональной карьеры. В том случае, когда вы посылаете резюме по объявлению о вакансии, желаемая вами должность указывается в сопроводительном письме.

10. Образование не включается в хронологический порядок. Рекомендуется (хотя и не обязательно) следовать следующему правилу: если образование получено вами в течение последних пяти лет рекомендуется помещать его в начало резюме, в противном случае в конце.

11. Обязательно постарайтесь разместить текст резюме на одной странице.

12. Давать о себе какие либо другие данные в принципе не обязательно. Однако, для ряда должностей желательно указать дополнительные сведения, например, знание иностранных языков, наличие водительских прав. Во многих вакансиях есть ограничения по возрасту и полу. В принципе, за исключением определенного перечня специальностей, это нарушение конституционных прав граждан и может быть оспорено через суд, но у нас в стране это мало вероятно.

Функциональное резюме

Функциональное резюме используется, когда вы хотите подчеркнуть соответствие ваших знаний, умений и опыта, тем видам и сферам деятельности, которые представлены в вакансиях. Оно позволит вам отразить общее развитие вашей карьеры и опустить имеющиеся неудачи или какие-то отрицательные моменты в ее развитии, которые были бы четко видны в иерархическом резюме.

         Ниже даны рекомендации по составлению, оформлению функционального резюме и приведен его пример.

Правила составления и оформления функционального резюме

1. Резюме должно включать фамилию, имя отчество, почтовый адрес и телефон соискателя работы. Эта информация располагается вверху листа по центру, но допускается располагать ее и внизу листа. Если вы желаете, то можете ее подчеркнуть.

2. Включите в резюме четыре — пять параграфов (секций), каждый из которых должен содержать информацию о вашей знаниях и опыте в определенной сфере деятельности. Параграф должен иметь заголовок, четко определяющий функциональную область деятельности.

3. Параграфы должны перечисляться в порядке важности функциональных областей деятельности для вас с точки зрения целей поиска работы. Та функциональная область деятельности, которая вам ближе и по которой вы хотите найти работу больше, должна стоять выше в списке.

4. Внутри каждого параграфа представьте наиболее важные ваши разработки, достижения, успехи в данной функциональной области деятельности.

5. Подробно описывать каждую соответствующую позицию не надо. Достаточно, чтобы он был связан с указанной функциональной областью деятельности.

6. Если вы проходили обучение, соответствующее данной функциональной области деятельности за последние три — пять лет, то укажите его в конце параграфа. Общие сведения об образовании представьте в конце резюме.

7. После параграфов, описывающих интересующие вас функциональные области деятельности, дайте краткий список с перечнем организаций, где вы работали. В нем указывается только дата работы, название организации и последняя занимаемая должность. Если вы не имеете опыта работы или ваш послужной список очень «пестрый», пропустите этот пункт.

8. Текст резюме желательно разместить на одной странице.

Целевое резюме 

Данный тип резюме позволяет сфокусировать внимание в первую очередь на том, какую работу вы хотели бы получить, исходя из ваших возможностей и достижений в предыдущей деятельности. В отличие от хронологического и функционального резюме, которые сосредотачивают внимание на прошлой вашей деятельности, в целевом резюме описывается то, чем вы бы хотели заняться, ваши возможности.

         Целевое резюме позволяет более четко определить, в какой области вы хотите работать. Также оно может использоваться, когда у вас нет большого опыта работы в соответствующей области или вы хотите скрыть какие-то недостатки своей профессиональной карьеры.

         В том случае, если вы хотите изменить направление работы и указываете в целевом резюме новую для вас сферу деятельности, рекомендуется ознакомиться с периодическими публикациями, различными материалами по данному направлению. Это поможет повысить вашу компетентность и показать, при составлении резюме, ваш профессионализм в выбранной сфере деятельности.

         Ниже даны рекомендации по составлению, оформлению целевого резюме и приведен его пример.

1. Резюме должно включать фамилию, имя отчество, почтовый адрес и телефон соискателя работы. Эта информация располагается вверху листа, по центру.

2. За адресным блоком следует список целей (направлений работы), которые вы преследуете. Необходимо четко обозначить основную цель или цели, если их несколько.

3. Для обозначения того, что вы можете делать, используйте заголовок  Возможности . Текст, который описывает ваши возможности (способностей) должен быть представлен в форме ответа на вопрос  «Что вы можете сделать для того направления работы, которое желаете?» .

4. Перечень ваших возможностей (способностей) должен включать шесть — восемь кратких пунктов в одну — две строки и четко соответствовать тем целям, которые вы указали в заголовке.

5. За списком  Возможности  должен следовать список  Достижения . Он должен включать четыре — шесть кратких пунктов в одну — две строки и описывает ваши достижения, представленные в форме ответа на вопрос  «Что вы сделали?».

6. За списком  Достижения  следует список  Опыт работы,  который должен содержать не более пяти пунктов и включать период работы, наименование организации и последнюю занимаемую должность. Если данный список у вас большой, объедините несколько пунктов.

7. В конце резюме размещается раздел  Образование.  В нем указываются две — три позиции наиболее недавно полученного образования.

          Конечно, составление резюме не решит всех проблем с трудоустройством, но первый шаг Вы сделали.

Представленная статья подготовлена по материалам из Internet.

  1. Эффективный поиск работы
  2. Составляем резюме
  3. Карьера и правильный выбор профессии
  4. Информационная поддержка профориентации интернет-ресурсами

Вернуться на страницу:  Профориентационный навигатор